Алексей Лихачев: Евразийская интеграция несет неоспоримые экономические преимущества для всех ее участников

1-ый заместитель Министра экономического развития Алексей Лихачев выступил на круглом столе Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу роли Российской Федерации в ВТО и ЕАЭС «О направлениях и перспективах увеличения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза».

По его словам, одной из суровых тенденций мирового развития за последние десятилетия является формирование новейшей архитектуры мировой экономики, главными игроками в которой становятся огромные экономические пространства. «Интеграцию национальных рынков в более крупные региональные, которое дает конкурентноспособные преимущества перед другими странами за счет создания наиболее емкого общего рынка, мощного научно-производственного потенциала, объединенных внутренних источников развития можно разглядывать в качестве одного из важных факторов обеспечения стабильности и экономического роста для его участников, — отметил Алексей Лихачев.

Он выделил, что проект Евразийской экономической интеграции и создании Евразийского экономического союза рассматривается Россией как одно из главных событий на мировой арене современных интеграционных процессов, как инструмент действенного использования внутренних резервов государств-членов, совместного преодоления экономических вызовов, а также как плацдарм для предстоящей интеграции.

ЕАЭС является полноценным экономическим союзом с присущими ему атрибутами: снятием внутренних барьеров на пути движения продуктов, услуг, капиталов и рабочей силы, проведением согласованной или единой политики в главных сферах, формированием единых рынков.

Первый заместитель Министра увидел, что в Договоре о Союзе предусмотрено — стороны будут развивать промышленную кооперацию и промышленное сотрудничество, создавать совместные технологические платформы и промышленные кластеры, реализовывать совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, программы и проекты развития приоритетных видов деятельности. Он отметил, что уже на данный момент выделено для дальнейшей проработки 19 групп товаров, которые являются приоритетными для промышленного сотрудничества: продукция авиакосмической отрасли, авто, машины и оборудование для сельского и лесного хозяйства, дорожно-строительная техника, продукты легкой промышленности, пластиковые и резиновые изделия, изделия из дерева, станки, электробытовые приборы, строй материалы, продукция металлургического комплекса и др.

По его словам, евразийская интеграция несет бесспорные экономические дивиденды для всех ее участников. О важных экономических эффектах от интеграции свидетельствуют, основным образом, данные о динамике взаимной торговли Российской Федерации со странами – партнерами. «В 2014 году по сопоставлению с 2010 г. объем взаимной торговли товарами увеличился с 47,1 до 57,4 миллиардов. долларов, — сказал он. — Кроме того, наблюдаются положительные структурные сдвиги в товарной структуре взаимной торговли по сопоставлению со структурой внешней торговли с третьими странами: сокращение толики сырьевых товаров во взаимной торговле». Если в 2014 году толика минеральных продуктов в товарной структуре экспорта государств-членов в торговле с третьими странами составил 73,3% и по сопоставлению с 2010 годом увеличилось на 2,9 %, то в объеме взаимной торговли в 2014 году она составляла 30,7% и по сопоставлению с 2010 годом уменьшилась на 7,3%.

Внешнеторговый оборот России с Арменией за 2011-2014 гг. возрос (+63,9%) с 0,86 до 1,4 млрд. долларов, с Беларусью за тот же период возрос (+15,1%) с 28,0 до 32,3 млрд долларов, с Казахстаном — (+39,0%) с 15, 5 до 21,5 миллиардов. долларов, Киргизией – (+31,3%) с 1,4 до 1,8 млрд баксов.

Алексей Лихачев подчеркнул, что правительства стран ЕАЭС нацелен на совместное продвижение продукции и услуг на внешние рынки, развитие экономического сотрудничества на новейших направлениях. Так же первый заместитель Министра экономического развития РФ выделил необходимость активно развивать и совершенствовать инструментарий поддержки экспорта в рамках ЕАЭС. «Внешэкономбанком, Банком развития Республики Беларусь, Банком развития Казахстана уже подписан Меморандум о сотрудничестве в вкладывательной и торгово-экономической сферах в рамках ЕАЭС», — напомнил он. При этом отметив, что в критериях развития системы поддержки экспорта в Российской Федерации существуют большие возможности для его роста. «Это имеющиеся сравнительные конкурентноспособные преимущества в целом ряде отраслевых кластеров, благоприятные перспективы развития ряда принципиальных для России товарных и региональных рынков», — сообщил он.

Речь шла и о денежных институтах поддержки экспорта, где главными финансовыми инструментами выступают продукты группы Внешэкономбанка — кредитование с субсидированной процентной ставкой, страховая поддержка экспорта на базе ЭКСАР и предоставление муниципальных гарантий Росэксимбанком. Кроме того, на базе Внешэкономбанка сотворен Национальный экспортный центр.

Говоря о нефинансовым институтам поддержки экспорта, Алексей Лихачев отметил, что внедрение механизмов работы двусторонних межправительственных комиссий и рабочих групп высочайшего уровня для продвижения интересов российских компаний на наружные рынки. «Уже к началу 2015 года появились новые МПК в Мьянме, Уругвае и Шри-Ланке. В течение 2015 года планируем сделать МПК с Бангладеш и Малайзией», — заметил он.

По его словам, будет расширяться и география торговых представительств в приоритетных для бизнеса регионах Азии, Африке и Латинской Америке. «Мы внедряем практику региональных торгпредств, что дозволит охватить максимально широкий список перспективных для российского экспорта стран», — выделил он.

При этом он напомнил, что уже реализуется наиболее 580 проектов, из которых завершено более 120. Общий размер заключенных контрактов по итогам завершенных проектов, по его оценке, составляет практически 900 млн. долларов.

Тем не менее первый заместитель Министра отметил необходимость законодательной базы по развитию экспорта, которая комплексно определила бы экспорт в качестве приоритетной сфере, в экономике страны, зафиксировала функции и ответственность ведомств, подходы по определению приоритетных экспортных отраслей и товаров, которые соответствуют бюджетному планированию и финансированию.

 

Источник: Минэкономразвития РФ

www.ved.gov.ru

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.