Правительство в гостях у сказки

В распоряжении редакции Tks .ru оказались материалы заседания подкомитета по внешнеэкономической деятельности Комитета Гос Думы по транспорту, прошедшего в Москве 5 февраля. Вниманию читателей предлагается доклад управляющего рабочей группы по мониторингу МПП Владимира Коростелева о работе ГКО в морских портах, его презентация, наглядно демонстрирующая предпосылки и виновников срыва распоряжения Правительства 30 апреля 2014 года № 739-р, и решение Координационного совета с рекомендацией Правительству привлечь к ответственности ведомства, предоставляющие недостоверную информацию о ходе выполнения данного распоряжения

О итогах   мониторинга действий перемещения грузов и транспортных средств через муниципальную границу Русской Федерации в морских пт пропуска (2-ой шаг)


В согласовании с решением Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете по транспорту Гос Думы Русской Федерации от 26 сентября 2014 года, был организован и проведён 2-ой шаг мониторинга действий перемещения грузов и транспортных средств через муниципальную границу Русской Федерации в морских пт пропуска с учётом  реализации Плана мероприятий по улучшению ситуации в морских портах (Распоряжение Правительства Русской Федерации от 30 апреля 2014 года № 739-р).

 Данные для мониторинга предоставлены Ассоциацией морских агентов Санкт-Петербурга (АМА СПб), Южной Региональной Ассоциацией Морских Агентов и Экспедиторов (ЮРАМА) и Калининградской Ассоциацией Агентских и Экспедиторских Компаний (КААЭК). Временной просвет исследования обхватывает период с 1 августа 2014 года по 31 января 2015 года.

Главные характеристики второго шага мониторинга отразили документально зафиксированные задержки грузовых операций, непроизводительные простои судов в русских портах при прибытии и убытии, связанные с работой Комиссии ГКО, а так же  размер  документов на картонном носителе, нужных с перевозчиков.

К показателям мониторинга относятся:

1. Время задержки начала грузовых операций в связи с работой комиссии ГКО при прибытии судна.

2. Время задержки отхода судна опосля завершения грузовых операций в связи с работой комиссии ГКО.

3. Количество форм картонных документов, требуемых от перевозчика при оформлении прибытия судна.

4. Количество форм картонных документов, требуемых от перевозчика при оформлении убытия судна.

5. Состояние внедрения механизма «одного окна» и систем подготовительного информирования ГКО.

Ряд положений, предусмотренных в Плане мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, утверждённом Распоряжением Правительства Русской Федерации от 30 апреля 2014 года № 739-р, (дальше – План мероприятий,) предугадывает введение процедуры получения судном разрешения на выгрузку продуктов до его прибытия в морской порт (отмена комиссий ГКО), сокращение количества предоставляемых  муниципальным контролирующим органам  документов и сведений при прибытии (убытии) судов и внедрение механизма «одного окна».

 Проведение мониторинга морских пт пропуска позволило  оценить  состояние выполнения пт 3, 5, 16 Плана мероприятий, которые касаются:

  • введения порядка получения судном разрешения начать выгрузку продуктов до его прибытия в морской порт при условии отсутствия рисков с отменой неотклонимого подготовительного выезда Комиссии ГКО для выдачи разрешения на выгрузку продукта, или убытие судна опосля погрузки (пункт 16 Плана мероприятий, срок выполнения – июнь 2014 года, ответственные исполнители — ФСБ Рф, ФТС Рф, АНО «АСИ»);
  • сокращения количества предоставляемых в муниципальные контрольные органы документов и сведений при прибытии (убытии) судов и перемещаемых на их грузов (пункт 5 Плана мероприятий, срок выполнения – август 2014 года, ответственные исполнители — Минтранс Рф, ФТС Рф, ФСБ Рф, Минсельхоз Рф, Роспотребнадзор)
  • внедрения механизма «одного окна» (пункт 3 Плана мероприятий, срок выполнения — 2015 год, ответственные исполнители — ФТС Рф, Минкомсвязь Рф, Минтранс Рф, ФСБ Рф, Минсельхоз Рф, Роспотребнадзор, Росграница, АНО «АСИ»).

В ходе исследования установлено последующее.

1.               О выполнении пт 16 Плана мероприятий

Время задержки грузовых операций рассчитывалось как разность меж временем окончания швартовки судна и временем начала грузовых операций.

Установлено, что в портах Новороссийск, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Тамань, Туапсе, Калининград в период с 01.08.14 по 31.12.14 года, вопреки требованиям пт 16 Плана, все прибывающие в русские порты и убывающие суда подвергались задержке грузовых операций (задержке убытия опосля окончания погрузки) на срок от четверти часа до 12 часов. При этом в 95% процентах случаев при прибытии судна задержки составляли от 1 до 12 часов.

В ходе мониторинга не установлено фактов приведения в соответствие с Планом мероприятий ведомственной нормативно-правовой базы и технологических схем федеральных органов исполнительной власти, наделённых правом муниципального контроля в морских пт пропуска.  До этого всего, это касается приказа ФСБ Рф от 08.11.2012 №562, в согласовании с которым пограничная служба по-прежнему осуществляет проверку в составе комиссии ГКО всех прибывающих и убывающих судов.

  

 Порт

Количество проанализированных

рейсов в мониторинге (прибытие)

Роль ПС ФСБ в работе комиссии

при прибытии и убытии

Малая задержка грузовых

операций при прибытии

(час, мин)

Наибольшее время задержки грузовых

операций при прибытии (час, мин)

Большой порт Санкт-Петербург

189

100%

00.09

06.20

Приморск

52

100%

02.18

11.48

Тамань

7

100%

02.42

07.06

Туапсе

9

100%

03.24

06.30

Усть-Луга (КНГ-4,5)

19

100%

02.18

08.24

Калининград

20

100%

00.30

02.00

Новороссийск

42

100%

00.50

12.10

 

Таковым образом, пункт 16 Плана мероприятий в указанных выше морских портах можно считать не исполненным.

 

Результаты второго шага мониторинга (по состоянию на январь 2015 г.) свидетельствуют о сохранении значимого и очевидно лишнего количества картонных документов, которые должны приготовить и представить морской агент и капитан судна в русском порту для дизайна прибытия и отхода судна.

Заместо предусмотренных интернациональной Конвенцией ФАЛ 8 картонных форм при прибытии судна и 6 форм при убытии, русские муниципальные контрольные органы  требуют для проверки от 44 до 77 форм при прибытии судна и от 20 до 49 форм при убытии (отходе) судна:

 

Порт (терминал)

ПС ФСБ

Таможня

Рос

потребнадзор

Россельхознадзор

Портовый контроль

(ИГПК)

ВСЕ ГКО

(прибытие/ отход)

 

Конвенция ФАЛ-65

8 / 6

Мурманск (ПМТ)

9 / 5

19 / 24

6 / 0

0/ 0

10 / 5

44 / 34

Новороссийск (НМТП, НСРЗ, КСК)

6 / 5

20 /21

7 / 1

0/ 0

19 / 10

52 / 37

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск (ИПП, МТ)

7 / 3

23 / 22

6 / 1

0/ 0

28 / 10

64 / 36

Новороссийск (КТК-Р)

9 / 3

23 / 27

6 / 1

0/ 0

28 / 8

66 / 39

Новороссийск (Шесхарис)

8 / 4

23 / 27

6 / 1

0/ 0

26 / 8

63 / 40

Приморск (СМНП, БТС)

6 / 3

16 / 12

7 / 0

5/ 0

28 / 5

62 / 20

Тамань (ТНГ)

9 / 3

20 / 19

9 / 1

0/ 0

39 / 10

77 / 33

Туапсе

6 / 2

15 / 22

6 / 0

0/ 0

31 / 25

58 / 49

Усть-Луга

10 / 3

17 / 17

6 / 0

0/ 0

22 / 8

55 /  28

Таблица Минтранса от 06.10.2014

64 / —

 

В Русской Федерации (по состоянию на январь 2015 года) по-прежнему отсутствуют единые для всех муниципальных контрольных органов требования к составу документов и сведений, которые должен предоставлять морской перевозчик при прибытии судна в русский порт и при убытии из него.

Следует вывод, что пункт 5 Плана мероприятий в исследованных портах   не исполнен. Правовые акты Правительства Русской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, наделённых правом муниципального контроля в морских пт пропуска, в данной части — не разработаны и не приняты.

В согласовании с пт 3 Плана мероприятий муниципальные контрольные органы  и участники внешнеэкономической деятельности должны  согласовать список данных, предоставляемых при прибытии (убытии) судна, обеспечение способности однократного их представления в стандартизированном виде в «единое окно» (через единый пропускной канал), определение одного органа, ответственного за прием инфы.

Результаты 2 шага мониторинга демонстрируют, что по состоянию на январь 2015 г. механизм «одного окна» в морских пт пропуска не реализован:

  • отсутствует единый федеральный орган исполнительной власти,  ответственный за прием инфы «одного окна»;
  • отсутствует единый согласованный список данных, передаваемых при прибытии и убытии судна через единый пропускной канал;
  • единый пропускной канал в морских пт пропуска отсутствует.

Заместо этого сохраняется картонный документооборот при одновременном наличии 3-х-4 ведомственных информационных систем (дальше – ИС), подача инфы в которые для морских перевозчиков неотклонима, а содержание данных в большей части повторяется (ИС администрации порта «СКАП», «СПАРДЕК», ИС Минтранса «МОДУЛЬ», ИС таможенного поста «FillBill», ИС ФТС «МОРСКОЙ ПОРТ»).

 Таковым образом, по состоянию на январь 2015 года результатов выполнения  пт  3 Плана мероприятий не достигнуто.

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА:

1. Результаты второго шага (1 августа 2014 г. — 31 января 2015 г.) мониторинга действий перемещения грузов и транспортных средств через муниципальную границу Русской Федерации в морских пт пропуска в критериях внедрения системы подготовительного информирования и механизма «Одного окна» проявили, что улучшения транспортной ситуации в морских пт пропуска   пока не вышло.

2. Сохраняются многочасовые задержки грузовых операций судов при прибытии (и убытии) в морские порты Рф в связи с действиями муниципальных контрольных органов. Даже при условии подготовительного предоставления инфы о судне и грузе сохраняется комиссионная проверка всех прибывающих и отходящих судов при стопроцентном участии ПС ФСБ Рф и отчасти – остальных  муниципальных контрольных органов.

3. Возможность выдачи муниципальными контрольными органами разрешения начинать выгрузку продуктов до  прибытия судна в морской порт и до завершения операций, связанных с его швартовкой, не реализована в большинстве портов. В портах, где есть таковая возможность, для ее получения нужно предоставить огромное количество документов и сведений, что не постоянно реализуемо, к примеру, при контейнерных перевозках.  

4.  Подтверждается отсутствие единых требований к составу документов, представляемых перевозчиками в ГКО при прибытии и убытии судов. Количество документов, требуемых ГКО от перевозчиков, не соответствует интернациональным конвенционным требованиям (Конвенции ФАЛ 1965 года) и превосходит их в 6-11 раз.   

5. В морских портах Русской Федерации отсутствует механизм «одного окна» для межведомственного информационного взаимодействия служащих муниципальных органов и взаимодействия с участниками транспортного рынка через единый пропускной канал. При отсутствии механизма «одного окна» в русских портах сохраняется массивный картонный документооборот и возрастает количество ведомственных информационных систем, информация в которых дублируется.

 Сегодняшнее состояние документооборота в морских пт пропуска не соответствует современным требованиям и является сдерживающим фактором роста размеров морских перевозок в Русской Федерации.

Выполнение пт 3 (внедрение механизма «одного окна» в 2015 году) Плана мероприятий находится под опасностью срыва.

6. В целом условия работы участников транспортного рынка в морских портах Русской Федерации по результатам первых 9 месяцев выполнения плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №739-р от 30 апреля 2014 года, не лишь не улучшились, а напротив, — усугубились.

 

Презентация: О главных итогах 2 шага мониторинга перемещения грузов и транспортных средств через муниципальную границу РФ в морских пт пропуска

Решение Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту

 

 

 


 Владимир Коростелев

Управляющий рабочей группы по мониторингу МПП

Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту

Заместитель председателя Публичного совета при Росгранице

Директор проекта Single Window

«Группа Морской Экспресс» Столичное консульство

Tks.ru

www.tks.ru

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.